АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ   РУС|ENG
 

Инкубационный период

Журнал «Итоги»

В России как грибы после дождя растут студенческие бизнес-инкубаторы. Одни видят в этом начинании слепое подражание Западу, другие - "потешное войско", а кто-то - зачатки серьезного бизнеса. "Итоги" решили разобраться в этом явлении изнутри.

Помнится, герой романа "Двенадцать стульев" отец Федор мечтал заиметь маленький свечной заводик, но чаяниям его так и не суждено было сбыться. Да и сегодня такого рода предприятие, запущенное с нуля, вряд ли принесет прибыль. А вот какое-нибудь оригинальное изобретение, да еще подкрепленное правильной бизнес-стратегией его запуска в серию - запросто.

Но откуда взять прорывные идеи. На Западе такие задачи решаются при помощи так называемых бизнес-инкубаторов. Их задача - не только научить студентов превращать научные разработки в звонкую монету, но и создавать реальные предприятия, способные этот продукт производить и продвигать на рынке. Несколько лет назад подобную модель апробировали и у нас.

Поначалу к идее, срисованной с западных лекал, в России отнеслись прохладно. Однако уже к 2008 году число российских бизнес-инкубаторов перевалит за сотню. Чтобы понять, сможет ли эта идея заработать по-западному эффективно, "Итоги" отправились в Томск, где, собственно, и был в свое время открыт первый инкубатор.

ВРЕЗ: МНЕНИЕ
Нужны ли нашей стране постоянно действующие студенческие бизнес-инкубаторы?

Или это всего лишь временное явление, дань моде?

Марина Павлова, руководитель региональных программ Российской академии бизнеса и предпринимательства:
- Как и в любом деле, рассчитывать на стопроцентную эффективность бизнес-инкубаторов не приходится. Не все люди, прошедшие эту школу, станут успешными предпринимателями. Тем не менее это хороший старт, учитывая, что с нашим законодательством основать малое предприятие с нуля практически нереально.

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ - ВШЭ:
- С моей точки зрения, для образования бизнес-инкубаторы не дают ничего, да и ситуацию с малыми предприятиями в стране вряд ли они изменят. Однако такие структуры заставляют молодых людей интересоваться бизнесом, будят в них дух предпринимательства, а он в нашей стране пока не очень силен. Так что я это начинание одобряю и считаю, что его нужно развивать и дальше.

Настя Резниченко