АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ   РУС|ENG
 

"Особое мнение": проблемы женского предпринимательства в России

Радио России

Российская женщина и бизнес

Ирина Вячеславовна Горбулина

Гость программы – президент Российской Академии бизнеса и предпринимательства Ирина Вячеславовна Горбулина. Разговор пойдет о женском предпринимательстве в России.

- Согласно статистике в настоящее время каждая третья работающая россиянка занимается бизнесом, а у 25 процентов женщин уровень доходов выше, чем у их коллег-мужчин. Что касается будущего, то, по оценкам экспертов, к 2010 году около 40 процентов россиянок возглавят частные структуры. Много это или мало?

ГОРБУЛИНА: Какие замечательные прогнозы!? На самом деле, к величайшему сожалению, тема женского предпринимательства в российском обществе не очень популярна и даже вызывает некоторое раздражение. Потому что цифры и данные говорят о том, что в России бытует некое патриархальное представление о женской доле. Хотя позитивные сдвиги есть и чувствуются. Но существуют и другие цифры, которые не подтверждают столь оптимистичный прогноз. Сегодня Россия находится на 120 месте в мире по числу женщин, занятых в государственном управлении. Что это означает в России? Если в стране женщин больше, чем 50 процентов, а решения в своем большинстве принимаются мужчинами, и женщины не могут повлиять на какие-то государственные решения, то о поддержке женского предпринимательства, о принятии каких-то социальных программ в таком обществе приходится говорить с большой осторожностью. Проблема эта, однако, не только российская, подобное, думаю, существует во всем мире.

- Тем не менее, во многих странах мира существует система государственной поддержки женщин и активно внедряется в жизнь. В России же только и слышно, как женщины возмущаются: работать не дают, душат бумажной волокитой. Но они, несмотря ни на что, продолжают работать. Что может предпринять российская женщина, какие существуют формы поддержки женского предпринимательства, пусть даже не на государственном уровне?

ГОРБУЛИНА: Идет естественный процесс. Российскому бизнесу всего 15 лет. И когда он становился на ноги, у его руля стояли сильные, агрессивные, жесткие мужчины, которые своими способами и методами «расчищали поля» для бизнеса и которые затем захватили командные высоты. А женщина шла следом, очень осторожно и аккуратно.

Интересно, что абсолютных цифр, сколько женщин находится в бизнесе по Российской Федерации, нет, но есть процентное соотношение. На сегодняшний день в России 40,3 процента предприятий возглавляются женщинами.

Еще один интересный момент. Абсолютных цифр тоже нет, но, по данным 49 региональных отделений Российской Академии бизнеса и предпринимательства, последние выборы в законодательные собрания регионов выявили тенденцию: женщины, которые создали свой бизнес, решили все свои личные проблемы, стали активно идти в органы законодательной власти, чтобы обустроить мир вокруг себя. Видимо, это отвечает каким-то их внутренним устремлениям.

Конечно, есть некие отличия между женщинами и мужчинами, и это отражается на том, как они ведут бизнес и как относятся к обществу. Поэтому часто женщины идут в органы власти для того, чтобы решить проблемы не только свои, но и проблемы общества, что очень здорово.

К сожалению, в России не существует система государственной поддержки женского предпринимательства. А вот в США она есть в виде межведомственной комиссии по поддержке женского предпринимательства, существующей при конгрессе. В эту комиссию в обязательном порядке входят представители всех ведущих американских министерств и руководители крупных общественных движений. Существование подобного органа позволяет создать в обществе некое информационное поле в стране, которое помогает в принятии решений. В России в качестве первого шага, может быть, имело бы смысл при Совете Федерации, Государственной Думе или правительстве РФ создать межведомственную комиссию, которая занималась бы только женским предпринимательством.

- Или создать в Госдуме «женскую» фракцию, чтобы лоббировать интересы всех российских женщин. Кстати, в составе партии «Единая Россия» 51 процент составляют женщины.

ГОРБУЛИНА: Но, к сожалению, из 450 депутатов в Госдуме – только 45 женщин.

- Но если 40,3 процента руководителей российских предприятий – женщины, может быть, и не нужно их поддерживать? Однозначно, что мужчины не допустят того, чтобы число женщин-руководителей росло и приближалось к отметке в 100 процентов.

ГОРБУЛИНА: Эта цифра, 40,3 процента, означает женщин-руководителей всех российских предприятий, куда входят детские сады, государственно-муниципальные образования с их нищенской зарплатой и прочее. Если же посмотреть на российский крупный и средне-крупный бизнес, то там ситуация иная: мужчины занимают все командные высоты. В этом-то и заключается проблема. Не в том, что существует женский или мужской бизнес, бизнес есть бизнес, его главная цель – извлечение прибыли, поэтому тут главный критерий – профессионализм. А в том, что в обществе существуют некие стереотипы сознания, с которыми и нужно бороться. А женщинам нужно доказывать, что они лучшие, своей работой и профессионализмом.

Для России - обычная ситуация, когда приходят два кандидата устраиваться на работу или идет выбор, кого поставить во главе крупного предприятия, то при всех абсолютно равных условиях выбирают мужчину. Это существует, и примеров тому масса.

- В чем причина, почему, действуя в едином правовом поле, сегодня в России женщинам состояться в бизнесе труднее? Неужели виной только господствующие в обществе стереотипы?

ГОРБУЛИНА: Конечно. Стереотипы – один из ключевых моментов. Когда создавался российский бизнес, то отношение к нему в целом было абсолютно негативным: ворюги и так далее. Подобный же стереотип действует и в отношении женщин. Россия – патриархальная страна, и подобное отношение к женщинам до сих пор существует. И от этого никуда не деться. То есть в России существует какая-то негласная планка карьерного роста для женщин, выше которой предпочтение всегда отдается мужчинам.

Далее Ирина Горбулина рассказала о том, каким образом перенимается в России опыт американского женского предпринимательского движения, как происходило создание Комитета 20, в который вошли женщины-лидеры российского бизнеса, о том, чем занимается Комитет 20 в настоящее время, какие реальные формы поддержки женского предпринимательства уже им выработаны и внедрены в регионах, как развивается женское региональное движение в России.

ГОРБУЛИНА: Женское движение в России ширится и растет, но ему не хватает объединительного усилия. Российская Академии бизнеса и предпринимательства – это организация, которая объединяет и женщин, и мужчин. Когда в ней пришли к пониманию того, что женское предпринимательство требует особого внимания, это произошло достаточно спонтанно. Года три назад в большом зале Администрации президента проходил форум «Женщины – лидеры новой России», на который съехались представительницы более 70 регионов РФ. И только на нём впервые было обращено внимание на то, что в России, оказывается, такое большое количество успешных женщин. Для всех участников форума это стало настоящим открытием. Потому что по данному вопросу не существует статистики, нет движений, которые этим бы занимались, нет государственной программы, которая изучала бы это. Именно с того момента Российская Академия бизнеса и предпринимательства ведет эту программу, проводит форумы, «круглые столы», учредила первую и единственную в России премию «Достижения женщин России». И женщины очень благодарно откликнулись на эту инициативу. Многие из них говорили, что впервые в жизни их заметило общество и отметило их труд.

Но совсем другое дело – брать на академию миссию создания каких-то движений, организаций, партий. Все это действительно очень сложно. И если браться за что-то, то надо очень серьезно к этому подходить. Мы, в Российской Академии бизнеса и предпринимательства, думаем об этом и собираем в мае «круглый стол», на который приедут руководители региональных женских и предпринимательских движений, на нем состоится своего рода совет, есть и другие идеи. Но всему свое время. Ко всему надо подойти. Кроме того, должна быть четкая идеология. Все женщины, которые работают в регионах, очень патриотично настроены. Все они говорят о России, о поддержке государства и о будущем страны. Так что задуматься есть над чем.

- Куда дальше пойдут российские женщины, и когда в России произойдет прорыв, аналогичный прорыву 80-х годов в Америке? Как будут решаться проблемы женского предпринимательства?

ГОРБУЛИНА: В каждом деле существует естественное поступательное движение. Ситуация всегда должна созреть, то есть должна появиться часть женщин, которые вначале тяжело и очень много работали, которые потом должны были освободиться от черновой работы, нарожать детей, словам, должен пройти какой-то процесс. И должна сформироваться некая часть женского общества, которая, занимаясь предпринимательством, сейчас уже думает и о судьбах страны, и города, и общества. Когда подобный процесс идет по нарастающей, когда количество переходит в качество, то и возникают естественным путем какие-то движения. Сегодня, работая с регионами, с женщинами-предпринимателями, мы чувствуем, что ситуация вызрела и ожидаются качественные изменения. И я на это очень надеюсь.

Согласно ряду исследований вливание женщин в бизнес и в управление страной ведет к сокращению коррупции в государстве. По сути своей, женщины – это самые законопослушные граждане и предприниматели.

- Какие причины влияют на принятие женщиной решения открыть свое дело?

ГОРБУЛИНА: В начале 90-х годов, когда в стране началась перестройка, закрылась масса НИИ и предприятий, и тогда женщины попросту оказались на улице. Не секрет, что среди мужчин в России очень распространено пьянство, они живут на 13-15 лет меньше, чем женщины, и получилось так, что мужчины в данной ситуации просто оказались «слабым» звеном. И женщины были просто вынуждены взять на себя заботу о семье и детях и пойти в бизнес. Для многих из них на первоначальном этапе это было вынужденным явлением. Но для части женщин занятие бизнесом стало частью призвания. То есть в России женский бизнес в большей степени создавался вынужденно, а дальше женщины уже вошли во вкус. Ведь, естественно, у них бизнес начал развиваться, становилось все больше структур.

Сегодня же, когда в бизнес приходят молодые девушки, - это уже их сознательный выбор. Для этого они получают блестящее образование в России или за рубежом, и уже видят для себя какие-то интересные ниши на российском рынке.

На самом деле для женщин возможность зарабатывать деньги – это важный момент, потому что деньги дают определенную свободу, возможности, но не только. Это еще для них приносит и чувство самореализации. Женщина по своей натуре – созидатель, ей нравится строить семью, воспитывать детей, создавать общество. В обществе вообще должна быть гармония и существовать равные возможности в предпринимательстве как для мужчин, так и для женщин.

Радио России, выпуск 7 апреля 2005 года