АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ   РУС|ENG
 

Общественная палата есть. Нужно общество

Известия

"Я не могу идти быстрее, чем мне позволит мой народ"
Теодор Рузвельт

Вступление в силу Закона об Общественной палате стало поводом для скептических замечаний пессимистов: дескать, создание нового института - лишь попытка установления контроля над общественными организациями и душевного подъема оптимистов по факту создания "дееспособного органа активных представителей общества".

Умение смотреть вперед и стратегически мыслить неразрывно связано с учетом мнения граждан. Элита, оторванная от населения собственной страны, не ощущающая с ним никакой общности, в конечном счете обречена. Однако хождения в народ как форма коммуникации между верхами и низами перешли в разряд архаизмов. Сегодня такое оптимальное связующее звено - это открытая легитимная площадка, на которой самые компетентные и активные представители общества смогли бы обсуждать волнующие темы и давать рекомендации для властных структур. Рекомендации, не обусловленные узким корпоративным интересом хозяев залежей торфа, например, или владельцев банковского холдинга. Уже хотя бы поэтому создание Общественной палаты - благо.

Однако для того, чтобы донести наверх свое мнение по всем больным социально-экономическим или политическим вопросам, это мнение как минимум нужно иметь. Беда в том, что у большинства россиян отсутствует осознание своих интересов. Конечно, собственники, менеджеры и какая-то часть наемных работников в этом плане "продвинулись" - им есть что защищать, они знают, чего именно хотят и в каких законах и действиях исполнительной власти их интерес должен реализовываться. Но большинство, увы, ленивы и нелюбопытны, не дают себе труда разобраться в ситуации и склонны придерживаться обывательских стереотипов.

Активизировать общественное сознание непросто. И СМИ тут не всегда становятся лидером и катализатором, часто даже наоборот. Например, проблема коррумпированности госаппарата волнует больше половины россиян, а страницы газет заполнены сводками по "делу "ЮКОСа". Почти 80% населения волнует низкий уровень благосостояния, но проблема бедности в масс-медиа появляется в откорректированном варианте малообеспеченности отдельных социальных групп.

И еще один, очень важный момент. Строя современное рыночно ориентированное общество, целесообразно было бы исходить из того, что бизнесмен, предприниматель - это тот хребет, на котором держится общество. А треть соотечественников этот "хребет" воспринимают как расхитителей национального богатства.

Если общество не верит в свои силы и полностью делегирует права по управлению и контролю самого себя власти, самоустраняясь от участия в принятии любых решений, такое общество власть уважать не будет. Очевидно, что и у нас нет другого выхода, кроме как пробудиться от апатии, осознав собственные силы и возможности.

И давайте не быть похожими на героя старого анекдота: "Господи, ну почему я никогда не выигрываю в лотерею?" - "Сын мой, а ты потрудился купить хотя бы один билет?".

Ирина Горбулина, президент Общероссийской общественной организации "Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства"

Известия, 12 апреля 2005 года.