АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ   РУС|ENG
 

Женская доля. В бизнесе возможен матриархат?

Журнал "Мир женщины"

Российская Академия Бизнеса и предпринимательства, имея большой опыт в проведении конференций, форумов и ассамблей, посвященных темам женского лидерства и предпринимательства, как в нашей стране, так и за рубежом решила провести исследования на эту тему. В опросе принимали участие руководители предприятий из 49-ти регионов России, в которых работают территориальные отделения РАБИП.

Опрос, проведенный Аналитическим центром Российской Академии бизнеса и предпринимательства, среди 150 собственников и топ-менеджеров российских компаний выявил основные типы поведения деловых женщин. Женщина, делая карьеру в «мужской» среде бизнеса, в большинстве случаев выбирает один из трех способов построения образа руководителя.

Первый – стиль «железной леди», когда женщина, ломая поло-ролевые стереотипы, сознательно культивирует в себе черты «мужского» авторитарного поведения. Эта вынужденная, а потому болезненная реакция женщины на психологическое давление окружающих, нередко приводит к сильнейшему внутреннему напряжению, неврозам, малопривлекательным способам разрядки (тихий алкоголизм, конфликты дома). Усваивая агрессивную, жесткую манеру руководства, женщина, как правило, теряет гибкость и способность использовать эмоциональный интеллект в управлении.

Второй тип утрированной реакции, по наблюдениям экспертов РАбиП, встречается все чаще. Женщина, вопреки распространенному мнению «будь как мужик, и добьешься успеха», напротив, выстраивает свой стиль лидерства вокруг женских черт, которые нарочито подчеркивают: использует флирт в деловом общении, время от времени входит в роль слабой очаровательной женщины, которая нуждается в помощи. Если женщина знает меру в этой игре, то мужчины с удовольствием принимают в ней участие. Им легче выстроить свое поведение относительно такого партнера-женщины, поскольку привычные стереотипы соблюдены.

Третий, наиболее эффективный путь – руководство с опорой на собственные черты характера. Когда окружающие чувствуют, что женщина ведет себя естественно, без искусственного утрирования жесткой решительности или жеманного кокетства, ей легче прощают особенности характера, проявляющиеся в управлении».

Некоторые собеседники Аналитического центра Российской академии Бизнеса и предпринимательства убеждены: чтобы добиться успеха в сложившейся сегодня корпоративной среде, женщина должна постоянно демонстрировать качества, свойственные мужчине. Но, если у мужчины такие качества лидера, как жесткость, принципиальность, напористость, амбициозность признаются обществом «здоровыми», то в случае с женщиной они же оцениваются со знаком минус. Она получает штамп «стервы», «синего чулка». Для того чтобы женщину не только не продвигали дальше, но и уволили при первой возможности, довольно одного случая, когда она – женщина – не смогла сдержать свои эмоции. В то же время эмоции помогают женщине, если она умеет ими владеть. «Иногда стоит признаться в собственной слабости и тем самым обезоружить партнера, в какой-то момент нужно улыбнуться или погрустнеть, повести себя так, чтобы партнеру стало неудобно отказать и еще раз вернуться к обсуждению вопроса, – считает одна из женщин - руководителей. Вся жизнь – театр, и бизнес – тоже». Рискнем утверждать, что успеха в бизнесе женщина достигает не за счет мимикрии под мужской стиль управления, а посредством творческого использования качеств своей личности. Хотя ее подход к делу мужчины, возможно, сочтут недопустимым.

Большинство женщин-руководительниц признает, что, не впадая в крайности, так или иначе «женские хитрости» используют. «Женское обаяние – часть харизмы руководительницы – является ее естественным конкурентным преимуществом».
Если руководитель-мужчина фокусируется на власти, выдвигает жесткие требования и приказы, то женщина предпочитает задавать вопросы, обольщать, просить помощи, и, перераспределив полномочия, обеспечивать плодотворное сотрудничество.
Женщины осознают разницу в способах управления подчиненными разного пола. «Руководителю-женщине не стоит по-мужски демонстрировать свое властное превосходство подчиненным мужчинам. Нетрадиционная для нашего общества модель отношений «женщина – лидер, мужчина – подчиненный» и так тяжела для мужчин. Авторитарный стиль только приведет к отторжению женщины-руководителя». Чтобы преодолеть мужские комплексы в связи с необходимостью подчиняться женщине, руководительнице необходимо оставаться милой и обаятельной, делать комплименты, всячески подчеркивать, как она ценит вклад подчиненного-мужчины. Словом, сотрудники-мужчины должны быть немного влюблены в своего руководителя-женщину. Такой подход обеспечивает их эффективность и лояльность. К женщинам-подчиненным тоже лучше поискать свой ключик. «В отличие от мужчины, с женщиной-подчиненной невозможно отстроить по-армейски четкие рабочие отношения. С ней непременно нужно поговорить о ее личных проблемах, поддержать, отмечая ее профессиональные успехи».

По утверждению мужчин-руководителей, принявших участие в исследовании РАБИП женщины, выросшие до топ-уровня, действуют жестко и последовательно, но больше уделяют времени индивидуальной мотивации сотрудников. Мужчины ориентированы на быстрые результаты, а женщины делают ставку на строительство эффективной команды. В силу природной склонности к налаживанию связей и выстраиванию долгосрочных отношений, женщинам лучше удается обеспечивать высокое качество послепродажного обслуживания.

Строя карьеру – преодолевая мужские стереотипы и борясь с иерархией, созданной представителями сильного пола, – женщины изобретают собственный стиль менеджмента (больше полагаются на интуицию, легче прибегают к импровизациям, быстрее понимают и развивают отношения, фокусируются на полномочиях, а не на власти). По мнению Тома Питерса (автора книги «Представьте себе!»), именно этот стиль лучше всего «соответствует требованиям нового мира».

И все-таки пока мы спорим о вреде и пользе феминизма, признаемся: триумфы в бизнесе, политике, спорте все чаще приходят к нам в женском обличии. И это факт не только очевидный, но уже официально признанный и оцененный.
Пятый год Российская академия бизнеса и предпринимательства и Российский Союз промышленников и предпринимателей присуждают национальную премию “Олимпия” выдающимся женщинам страны за социально активную позицию в современном обществе.
Ее лауреатами уже стали более 140 женщин, развивающих бизнес, спорт, науку, искусство, занимающихся политикой, очень популярных и не слишком известных.
Летчик-испытатель Марина Попович, гимнастка Светлана Хоркина, финансист Татьяна Парамонова, актриса Людмила Гурченко, академик Наталья Бехтерева, космонавт Валентина Терешкова, балерина Илзе Лиепа, губернатор Валентина Матвиенко, журналист Татьяна Миткова…

Участниками конкурса на присуждение званий лауреатов “Олимпия” могут быть россиянки, занятые в любой сфере деятельности. Правда, при соблюдении нескольких условий: выдающиеся результаты деятельности, безупречная деловая репутация и активное участие в социальных и благотворительных программах. Кто может выдвинуть претенденток?
Помимо постоянного Почетного жюри из 30 наиболее уважаемых россиян – представителей власти, ученых, деятелей политики, искусства и культуры, это могут сделать региональные органы власти, общественные и политические объединения, творческие союзы, каждый трудовой коллектив или бизнес-структура. Интересно, что будущий лауреат вправе предложить себя и сам.

Вы лично или ваша организация можете предложить кандидата в лауреаты Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» за 2005 год.

Журнал "Мир женщины", август 2005