АКАДЕМИЯ КОМИТЕТЫ МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЯ – АТР ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ   РУС|ENG
 

Светлана Орлова: «У нас нет другого выбора - только жить по законам»

27 мая 2005 года в Совете Федерации под председательством вице-спикера Светланы Орловой прошло совещание по проблемам женского предпринимательства в России. В совещании приняли участие женщины-сенаторы Татьяна Попова, Татьяна Коновалова и Наталья Дементьева, женщины-предприниматели из 30-ти регионов России.

Собравшиеся в верхней палате российского парламента участницы совещания активно обсуждали состояние женского предпринимательства и перспективы его развития в России. Состоялся серьезный разговор о роли государственных структур и общественных объединений в сфере расширения бизнес-инициатив российских женщин, о создании новых механизмов поощрения и поддержки женского предпринимательства.

Открывая встречу, сенатор Татьяна Попова заметила, что ХХI век становится веком активного развития женского движения не только в Западной Европе, но и в России. В мире происходит переход к качественно новому обществу – обществу, основанному на гендерных подходах и паритетной демократии.

Так в США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам, и их доля в сфере предпринимательства постоянно увеличивается, в том числе и за счет крупного бизнеса. По данным 2000 года в общемировом измерении женщины владеют более чем одной третьей бизнеса, нанимают примерно четверть рабочей силы.

Положение женщин-предпринимателей в России все-таки пока еще далеко от мировой практики. В странах Запада, обладающих развитой рыночной экономикой, женщина в бизнесе давно воспринимается уже как достаточно традиционная фигура.

Однако можно говорить о том, что в нашей стране представительство женщин в 90-е годы в предпринимательстве, в сфере государственного управления начало постепенно меняться. Сегодня примерно 60 процентов женщин у нас занято в той сфере, которая связана с качеством жизни, где сегодня не заработать много денег. Это так называемые бюджетные отрасли с низкой оплатой труда – здравоохранение, образование, культура. Здесь преимущественно трудятся женщины. Достаточно много женщин работает на государственных предприятиях, которые традиционно считаются менее эффективными по сравнению с частным бизнесом.

К сожалению, предпринимательская деятельность сегодня, скорее, мужская сфера, чем женская. Среди предпринимателей подавляющее большинство – мужчины.

Впрочем, как заметила председатель Академии бизнеса и предпринимательства Ирина Горбулина, «не мужской шовинизм, а неуверенность самих женщин в своих силах и их неготовность к изменениям в жизни, мешают сегодня развитию женского предпринимательства». По ее мнению, женскому предпринимательскому движению необходима своя идеология и консолидирующая позиция по основным экономическим и социальным вопросам развития общества.

Однако, как подчеркивали некоторые из выступающих, в бизнесе на первое место должны выходить вопросы профессионализма и умения решать конкретные вопросы, а не существующие разногласия по восприятию полов. Женщины в своей работе, прежде всего, должны использовать смешанные стратегии, природную интуицию, что помогает им добиваться существенных результатов в предпринимательской деятельности. «С мужчинами нужно не соперничать, а уметь работать и сотрудничать» - эти слова одной из участниц могли бы стать девизом «женского» бизнеса.

Участницы встречи пытались ответить на следующие вопросы: что такое сегодня женщина и бизнес, насколько легко женщине войти в эту сферу экономики, закрепить свое положение и добиться здесь успеха.

Самая высокая доля женщин-руководителей отмечена в таких отраслях, как непроизводственные виды бытового обслуживания, здесь примерно 60 процентов женщин-руководителей. В легкой промышленности где-то около 45 процентов. В общественном питании – 43 процента женщин-руководителей. В розничной торговле около 40 процентов. В образовании, медицине, культуре, науке до 46 процентов женщин-руководителей.

В тоже время в промышленности, в сельском хозяйстве, в оптовой торговле, в деятельности по обеспечению функционирования рынка в финансовой сфере их доля значительно ниже, от 13 до 20 процентов, как, например, в сфере финансов.

Вопреки сложившемуся стереотипу о сосредоточенности женщин-руководителей на достижении взаимопонимания между сотрудниками, у них достаточно сильно развита мотивация и ориентирование на результат, на выполнение задачи ориентации на человека. По мнению Т. Поповой, перспективы женщин-руководителей в нашей стране особенно велики.

По оценке экспертов-мужчин, женщины-менеджеры отличаются очень важными качествами: они умеют управлять командой и персоналом, опираясь на технологию знаков внимания, сочетают в себе качества директивного и инструктивного лидера, владеют мягкими антиконфликтными технологиями.

Конечно, как отмечали участницы совещания, ситуация, которая складывается с развитием женского предпринимательства в Российской Федерации, очень сильно разнится по регионам, есть очень разные возможности у женщин в центральных регионах, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Камчатке. Именно поэтому, подчеркивалось в выступлениях, необходимо консолидировать усилия на то, чтобы содействовать развитию женского предпринимательства.

Среди государственных служащих женщины составляют примерно 56 процентов, однако, среди руководителей - только 9. Высшие руководящие должности в России занимает всего лишь 1 процент женщин. Сегодня в числе глав субъектов Федерации впервые появилась единственная женщина-губернатор – это губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко.

Среди депутатов законодательных собраний регионов около 9 процентов составляют женщины. Только в трех из 89 региональных законодательных собраний во главе этих законодательных органов власти субъектов стоят женщины.

Анализируя российское законодательство, собравшиеся выразили общее мнение, что отдельных правовых актов федерального значения по поддержке женского малого и среднего бизнеса на сегодняшний день не существует. Они есть отдельно в регионах, и то, завуалированы так, что это просто поддержка малого и среднего бизнеса. В отдельных субъектах Федерации, негласно, существуют, конечно, моменты, где женщинам предоставляются быстрее юридические и лизинговые услуги, решаются проблемы кредитования. И, конечно, в этих регионах женщины играют более заметную роль.

По мнению сенаторов, в нашей стране на федеральном уровне сегодня нет закона, который был бы направлен на поддержку и развитие женского предпринимательства. «Более того, - заметила Т. Попова, - на заседании совета по развитию малого и среднего предпринимательства говорили о том, что у нас даже нет закона, который бы формировал основные принципы государственной политики в отношении развития малого и среднего бизнеса». Может быть, это как раз хорошее основание для того, чтобы выйти с инициативой внесения такого закона и выделить в нем отдельно раздел о развитии женского предпринимательства в России.

Выступившая на совещании заместитель Председателя СФ Светлана Орлова предложила женщинам активнее участвовать в законотворческом процессе Российской Федерации и согласилась с тем, как важен приход женщин - профессионалов в российскую политику, в том числе, и в региональную. «Женщины стали самодостаточными, уверенными, они порой обходят мужчин, в какой-то степени они целеустремленнее, выдержаннее», - считает С. Орлова.

«Основа нашего сотрудничества – работа над законодательством. У нас нет другого выбора – только жить по законам. Так живет весь мир!» - подчеркнула вице-спикер.

Отвечая на вопросы собравшихся, заместитель Председателя СФ особое внимание уделила текущим проблемам российского законодательства. Она высказалась за необходимость доработки рамочного закона о биржевых торгах, таможенного законодательства, за серьезное обсуждение реформ образования и здравоохранения.

Есть хорошая русская поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Если не «рекламировать» женщин, руководящих своим бизнесом, не показывать их достижения и успехи, то в нашем обществе так и будут срабатывать стереотипы отношения к «слабому» полу. Здесь, как отмечали выступающие, огромная роль принадлежит средствам массовой информации. В докладах чувствовалась обеспокоенность тем, какой образ российской женщины навязывается обществу с телеэкранов и со страниц газет и журналов. И в связи с этим заместитель Председателя СФ Светлана Орлова предложила провести парламентские слушания в рамках обсуждения закона о СМИ с участием Комиссии СФ по информационной политике.

Выступающие говорили также о том, что сегодня малым и средним предприятиям необходимо как можно быстрее объединяться в общественные и профессиональные союзы для того, чтобы конструктивно решать конкретные вопросы и защищать свой бизнес.

Представители регионов предложили создать при Совете Федерации комиссию по решению вопросов женского предпринимательства. Однако напомним, что при Председателе СФ уже работает Совет по проблемам малого и среднего бизнеса. Не лучше ли создать при нем подкомиссию и совместными усилиями активизировать процесс укрепления и развития российского предпринимательства?

Наталья Воеводина

Парламентское обозрение, июнь 2005г.